О токсичных бабушках и других значимых близких

Они подсели ко мне на половине пути.

Я ехал в Розу Хутор на психологический семинар и до этого был совершенно один, любовался видом Черного моря в окне электрички.

Ребенок и его мама устроились напротив меня. Мальчик был как все дети в этом возрасте — немного шумный, непоседливый. Иногда громко говорил, играл в смартфон, капризничал. Меня приятно удивила реакция его матери. Она была очень терпелива, с любовью и уважительно общалась с мальчиком, при этом сохраняя свой материнский авторитет, не потакая ему и не сюсюкая. Её умение правильно реагировать на его капризы, успокоить, отвлечь и переключить внимание было выше всех похвал.

«Повезло ребенку», — подумал я.

Но не прошло и нескольких минут, как я переменил своё мнение. Потому что рядом со мной подсела бабушка мальчика. Это была совершенно противоположная история. Бабушка сходу начала атаку. За небольшое время, которое мы ехали вместе, она успела постараться привить ему чувство вины и стыда: «Вот, он тут конфетки ест, а кто бабушку обидел? Не стыдно?», обесценить его достижения: «Ой-ой, в игрушку он выиграл! Лучше бы научился шнурки нормально завязывать!», вызывать страх и противостояние родителям: «Вот придет отец — всё ему расскажу». Ну и так далее и тому подобное.

Если бы в учебниках психологии была отдельная глава, посвященная токсичным бабушкам, то наверняка она была бы отличной иллюстрацией.

Я посмотрел на маму мальчика. Она сидела, отвернув взгляд в сторону, молча и терпеливо, даже как-то обреченно не вступала в диалог бабушки и ребенка. За всё это время она не произнесла и слова. Когда мальчик что-то уронил, она просто подняла, протерла влажной салфеткой и отдала ему. Бабушка при этом сказала: «Вот какой ты неловкий!»

Есть такой анекдот про Фрейда — когда его спросили, как понять, что человеку нужна психотерапия, он ответил: «Если у вас была мать, значит вам уже нужна психотерапия». Здесь бы я добавил «или бабушка».

Многие психологи, да и сами клиенты ищут корень проблемы в детско-родительских отношениях. И это в большинстве случаев правильно, ведь именно родители в первую очередь нас «программируют». Но не менее важную роль в становлении личности ребенка играют другие значимые близкие: бабушка, дедушка, дяди, тети, братья и сестры. И фигура бабушки особенно значима, так как она является Grandma, то есть Мать Матери. Тот, кто имеет власть и авторитет над твоей матерью. Значит, то, что она говорит обладает ещё большей силой.

Мы привыкли представлять архетипичную бабушку — добрую, которая вяжет шарфики и кормит нас пирожками, позволяет нам бегать с голой жопой на улице, прыгать по лужам, а потом вытирает нам сопли. Но иногда бывают совершенно другие бабушки и их токсичная тень не всегда видна психологам при анализе жизненной истории клиента. И очень важно распознать, что источник сочащегося из детства яда, отравляющего душу и жизнь клиента, не обязательно родители.

В своей практике мне доводилось сталкивался с токсичными дедушками и токсичными дядями, которые были причиной психотравм или неадаптивных убеждений.

Подобные случаи мне помогает обнаружить гипноанализ, это когда мы идем по чувству в регрессивном гипнозе, и оно приводит к воспоминаниям, которые человек или никогда не вспоминал, или не придавал им значения.

Для самих клиентов это иногда оказывается сюрпризом, ведь на поверхности такое редко осознается, а популярные книги по психологии учат обвинять в основном родителей.

Ну, а для того, чтобы убрать чувство вины, обиды и стыда, я применяю в основном гипнотерапию, ДПДГ и эмоционально-образную терапию.