Может ли гипнотизер заставить человека сделать что-то против его воли?

Сразу спойлер — да, может. Иначе зачем гипнотизеру становиться гипнотизером? Шучу, конечно.

Практически все гипнотизеры говорят об одном и том же. Что гипноз — это самогипноз, что человек никогда не сделает под гипнозом ничего, что не соответствует его морально-этическим установкам и культурным ценностям. Я и сам такие вещи часто говорю.

Однако правда заключается в том, что всё это чушь. Вернее, лукавство. Для того, чтобы успокоить клиента, войти к нему в доверие. Это как доктор говорит ребенку, что больно не будет, «как комарик укусит».

В самой постановке фразы, а гипнотизеры мастера правильно строить предложения, уже заключается подвох. «Против его воли». И действительно, криминальный и цыганский гипноз, гипноз в военных целях, да и гипноз в терапии — все это делается не против воли, а в обход этой воли. То есть человека убеждают, что то, что он делает — в его интересах.

Первый вариант — это изменить состояние человека. То, что обычно человек не делает в нормальном состоянии, он легко может осуществить в измененном. Например, драки или танцы на столе под действием алкоголя, после которых стыдно наутро — прямое подтверждение. Или, к примеру, вы обычно не ругаетесь матом, но при эмоциональном срыве сапожник позавидует вашему лексикону. Поэтому достаточно изменить эмоциональное состояние человека.

Второй вариант — не идти против его воли, а сделать так, чтобы его воля помогала нам. В гипнозе отсутствует критический фактор ума, включается «трансовая логика». Именно поэтому жертвы послушно отдают цыганкам деньги и золото, или переводят огромные суммы телефонным мошенникам. Трансовая логика связывает любые бредовые вещи. «Вижу — беда ждет твоего ребенка. У тебя деньги есть? Деньги зло, отдай мне, я их на кладбище отнесу, похороню, чтобы твоего ребенка не похоронили». Бред, но работает. «Ваши деньги в опасности, переведите всё нам на карту, мы положим их на безопасный счет». И переводят ведь.

Жертв под таким криминальным гипнозом очень трудно остановить, ведь их воля под эмоцией страха работает на преступников.

Во сне нам всё кажется вполне нормальным, какой бы бред там не происходил. И только когда просыпается наше сознание, оно может оценить по своим лекалам адекватность происходящего.

В уличном гипнозе есть такой номер — парню внушают, что его зовут не «Петя», а «Маша». И он спокойно будет себя так называть, и даже когда ему будут говорить, что это женское имя, его это абсолютно не удивляет и не смущает.

В обычном состоянии человек не будет тыкать ножом в другого живого человека, но если ему внушить, что в руке у него не нож, а фломастер, а вот этот связанный человек на стуле просто манекен, и всё происходит в музее современного искусства, и вы на самом деле художник и надо сделать несколько завершающих росчерков фломастером, чтобы завершить этот перфоманс…

Из реальных примеров могу рассказать, как гипнотизировал свою младшую дочь. Я дал ей постгипнотическое внушение, что она не увидит пятисотрублевую купюру, как бы не старалась. Положил на видном месте на диван и сказал, что если она найдет 500 рублей, на этом диване, то может забрать себе. В нормальном состоянии она бы никогда бы не отказалась от денег, но феномен негативной галлюцинации (когда человек не видит то, что есть на самом деле), не позволил ей найти деньги, которые были прямо перед ней. Хотя она очень старательно искала. Её желание было вполне простым — хочу забрать деньги. Но гипноз заставил её поступить против её желания и не увидеть этих денег.

Как еще гипнотизер обходит волю человека? Можно изменить человеку его морально этические нормы или погрузить его в другую, иллюзорную культурную среду.

Если человек сомнамбула, можно внушить ему другую личность с противоположными принципами. Если не ошибаюсь, первым начал активно разрабатывать вложенные моделированные личности американский психолог Джордж Эстабрукс, который работал на военных США. Этот прием сейчас применяют в гипнотерапии. Я проводил подобные интервенции вполне успешно. В некоторых случаях этот метод дает хорошие долгосрочные результаты.

Иногда человек на самом деле подсознательно хочет сделать то, что ему внушают. Он никогда даже сам себе не признается, но вполне возможно, что ему ужасно хочется полностью обнажиться публично или убить человека. И сам факт того, что он под гипнозом, дает гипнотику «разрешение» на это действие.

А какая же положительная сторона в преодолении воли человека гипнозом?

В терапии, например, когда человек хочет с помощью гипноза отказаться от курения или пришел с каким-нибудь неврозом, он как бы пришел за тем, чтобы гипнотизер с помощью гипноза как раз и подавил его волю. Ведь чтобы продолжать курить или страдать каким-нибудь неврозом, нужно обладать огромным желанием и волей к этому. Но человек другой своей частью не может сам победить свою волю к курению, своё желание быть несчастным. И приходит за помощью к гипнотерапевту.

В завершение хочу сказать, почему же не стоит после всего вышесказанного бояться гипноза. Да по той же причине, почему не нужно бояться ножа или топора. Это всего лишь инструмент. Всё зависит от того, в чьих он руках. Нормальный адекватный специалист использует гипноз только во благо и никогда не будет делать ничего противозаконного, как и в обычной жизни он не ворует в магазине, не бьет людей по голове и не занимается жульничеством. Ему это просто не нужно.

Важно понимать истинную силу гипноза. Не стоит искажать реальность. Это мощный инструмент для изменения, исцеления человека, но может быть и орудием для преступлений. Именно поэтому каждому стоит побывать в этом состоянии, чтобы с одной стороны оценить его пользу, а с другой понимать, когда на вас оказывают влияние злоумышленники и вовремя защититься.