О книге «Поэзия заговоров и заклинаний» Александра Блока
Размышления на тему и несколько цитат из книги-статьи Александра Александровича Блока «Поэзия заговоров и заклинаний».
Для многих людей и сейчас гипноз это что-то мистическое, колдовское. Раньше роль гипнотерапевта и психолога (а местами и сегодня) выполняли поверья и деревенская магия.
Читая книгу-статью Александра Блока «Поэзия заговоров и заклинаний», находил много пересечений с современным гипнозом, как эхо, звучащее по сей день.
Процитирую автора:
«Ритмическое заклинание гипнотизирует, внушает, принуждает».
«Обряды, песни, хороводы, заговоры сближают людей с природой, заставляют понимать ее ночной язык, подражают ее движению. Тесная связь с природой становится новой религией, где нет границ вере в силу слова, в могущество песни, в очарование пляски».
«Чаровать можно чем угодно – взглядом, топотом, зельями, подвесками, талисманами, амулетами, ладанками и просто заговором, – и все это будет обрядовым действом».
«Часто, но далеко не всегда, заговор кончается замыканием; в русских заклинаниях оно встречается чаще, чем в иностранных. Есть готовые формы для него: «слово мое крепко», «замок моим словам», «как у замков смычи крепки, так мои слова метки» или просто еврейское «аминь».
Я уже и не помню, откуда взял формулу, завершающую сеанс гипноза: «С этого момента, все позитивные установки и внушения активизированы и будут работать на /здесь что-то связанное с терапией, с запросом/ каждый день, каждый час, каждую минуту».
А вот несколько заговоров, в которых звучат похожие слова:
Так бы у меня, раба божия (имя), не болели бы зубы, не щемили щеки, не ломило бы кости — в день при солнце, ночью при месяце, на утренней зари, на вечерней зари, на всяк день, на всяк час, на всякое время. Тем моим словам будь ключ и замок. Во имя отца и сына и святого духа, аминь”.
“Стану я, раб божий, благословясь, пойду перекрестясь из избы в двери, из ворот в ворота, в чистое поле в восток, в восточную сторону, к окияну-морю, и на том святом окияне-море стоит стар мастер, муж святого окияна-моря, сырой дуб креповастый; и рубит тот старый мастер муж своим булатным топором сырой дуб, и как с того сырого дуба щепа летит, такожде бы и от меня (имярек) валился на сыру землю борец, добрый молодец, по всякий день и по всякий час. Аминь. Трижды. И тем замок моим словам, ключ в море, замок в небе, отныне и до века”.
Заговор-молитва от чорта произносится и теперь: “Ангел мой, сохранитель мой! сохрани мою душу, укрепи мое сердце на всяк день, на всяк час, на всякую минуту. Поутру встаю, росой умываюсь, пеленой утираюсь Спасова пречистова образа. Враг-сатана, отшатнись от меня на сто верст — на тысячу, на мне есть крест господень! На том кресте написаны Лука, и Марк, и Никита-мученик: за Христа мучаются, за нас богу молятся. Пречистые замки ключами заперты, замками запечатаны, ныне и присно и во веки веков, аминь”.
Интересны также запутывающие конструкции, вводящие в транс, с повторяющимся ритмичным рисунком и парадоксами:
От порчи и «призора» можно отговориться: «Есть славное синее море, есть на славном синем море синей остров, есть на синем острове синей камень, на том синем камени сидит синен человек, у синего человека синей лук бестетивной, синяя стрела без перья, и отстреливает синей человек синим луком бестетивным, синей стрелой без перья, притчи и призеры, и уроки, переломы и грыжища всякие, падежи и удары, и пострелы, всякую нечисть». Дальше рассказывается о таком же серебряном море, острове, камне, и человеке с луком, и о сказочной Мугай-птице; они также отстреливаются от притчей и призеров.
Книга небольшая, читается легко и быстро. Рекомендую почитать полностью. Думаю, будет интересна психологам, суггестологам и гипнологам.